МУЗЕЙ
ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. КАШКАДАМОВОЙ
Музей имени Веры Васильевны Кашкадамовой возник в 50-е годы XX века. Он располагался в здании средней школы № 7 на улице Советской (просуществовал до 1962 года). В 1979 году школа переехала в новое здание на улице Аблукова. Музей также был перевезен и восстановлен, хотя многие ценные экспонаты - личные вещи В.В. Кашкадамовой - были переданы в Мемориальный центр, где они и хранятся в настоящее время:
- Учебники В.В. Кашкадамовой по математике;
- Этажерка для книг В.В. Кашкадамовой;
- Сумка из кожи В.В. Кашкадамовой;
- Стол В.В. Кашкадамовой;
- Стул В.В. Кашкадамовой;
Школьный музей имени Веры Васильевны Кашкадамовой уже в новом здании был восстановлен по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы с 1979-1980 гг. Он возник как результат собственной поисково-собирательной и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО АКТИВА, и педагогов. Учащиеся школы основательно, длительное время занимались и продолжают заниматься поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, различных предметов и документов.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. КАШКАДАМОВОЙ
1. С начала своего возникновения, где-то с 50-х годов XX века, школьный музей создается исходя из потребностей школы в сохранении памяти о выдающемся педагоге - Вере Васильевне Кашкадамовой. Уже тогда он был активно включен в учебный процесс и явился плодом общих усилий, совместного творчества учащихся и педагогов.
2. В 1979 году средняя школа № 7 имени В.В.Кашкадамовой переезжает из здания на улице Советской в новое здание на улице Аблукова. Экспонаты музея также перевозят в новое здание, хотя многие из них были переданы в Мемориальный центр. Педагогами школы восстанавливается школьный музей, пополняется большим количеством документов и раритетных предметов.
3. В 1990-х годах школьный музей переживает кризис и подвергается модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Он приходит в упадок, закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов, материальными трудностями, недальновидной политикой властей города.
4. В 2006 году помещение музея капитально ремонтируется, оснащается современными стеллажами, стендами, мебелью. Экспонаты музея вновь собираются, восстанавливаются, реставрируются. Возобновляется поисковая работа. Организуется работа школьного кружка «Музей имени Веры Васильевны Кашкадамовой» (руководитель Л.П. Прокопцова).
Таким образом, школьному музею удалось не только «выжить» в условиях нового времени, отразить его требования и тенденции, но и продолжить активную деятельность, сохраниться именно как школьный музей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. КАШКАДАМОВОЙ
Музей стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства, культурным центром Засвияжского района.
Цель деятельности музея имени Веры Васильевны Кашкадамовой - формирование чувства ответственности за сохранение исторической культуры края, гордости за свою школу, своё Отечество, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, жителями микрорайона, общественными организациями.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем музея МОУ СОШ № 7 является история. Это не только история жизни и деятельности великого педагога, В.В. Кашкадамовой, но и история школы в целом, отдельных выпускников, их родителей и педагогов.
Основополагающим для музейной практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом процессе; изучение истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся, педагоги параллельно с освоением определенного запаса знаний удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Так, в этом учебном году у учеников педагогов школы возникла потребность в написании второй книги о прославленной кашкадамовской школе (первую книгу написала Н.В. Пономарёва - «Я помню кашкадамовскую школу»). Некоторые материалы данной работы также войдут во вторую книгу.
Музей имени В.В. Кашкадамовой обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей, педагогов, родителей, жителей микрорайона в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся (не только члены школьного кружка «Музей им. В.В. Кашкадамовой») овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Изучая документы, фотографии, письма, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий - педагогами и родителями разных лет,- учащиеся получают более конкретные и образные представления об истории, культуре школы, своего города. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Симбирска - Ульяновска.
Музей имени Веры Васильевны Кашкадамовой имеет историческую ценность, так как в нём есть наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории жизни и деятельности великого педагога - В.В.Кашкадамовой (эти предметы и документы составляют основу музея).
Музей имеет необходимое помещение и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. КАШКАДАМОВОЙ
• систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
• проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
• использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;
• опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы;
• самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
• помощь руководителю музея, членам кружка «Музей им.В.В.Кашкадамовой» со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;
• связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, в том числе и ветеранами педагогического труда, ветеранами локальных войн;
• обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
• строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
ЭКСПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. КАШКАДАМОВОЙ
Экспозиция школьного музея МОУ СОШ № 7 им.В.В. Кашкадамовой результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.
Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат предмет, выставленный для обозрения.
Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс. Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс музейный раздел. Разделы составляют музейную экспозицию в целом.
Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли.
Самое широкое распространение получил историко-хронологический принцип формирования музейных экспозиций. Он предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый её раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса.
Принцип построения экспозиции музея имени В.В. Кашкадамовой можно назвать тематическим. Музейные материалы подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причём внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединённые в подтемы, темы и разделы.
Экспозиция школьного музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания. Конкретные её формы экскурсии, консультации, лекции, выставки, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.
Наиболее специфичной для нашего музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия, т. е. коллективный осмотр музея посетителям. Экскурсия это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися.
С 2006 года в практику просветительной деятельности школьного музея имени В.В. Кашкадамовой вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся тематические вечера и концерты, клубы встреч с ветеранами, почётными жителями микрорайона, с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы гостей различного уровня.
Логическое построение школьной экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанное и соподчиненные части разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут последовательность осмотра экспозиции:
• Вера Васильевна Кашкадамова: её педагогическая деятельность.
• Школа Веры Васильевны Кашкадамовой.
• Последователи Веры Васильевны Кашкадамовой.
• Средняя школа № 7 имени Веры Васильевны Кашкадамовой в Засвияжье.
• Герой Советского Союза Геннадий Карюкин, выпускник кашкадамовской школы.
Размещение оборудования и экспонатов школьного музея соответствует научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея.
Чтобы посетитель знакомился с экспозицией музея как с книгой, экспонаты музейного фонда размещены в трех планах: в вертикальном (стенды, витрины), в горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), в скрытом (альбомы).
Очень выигрывают баннеры, размещенные на стенах второго этажа непосредственно перед входом в музей, а также на лестничной площадке, ведущей от центрального входа. На двух баннерах, висящих на центральной лестнице фойе, отражена история школы – фото выпускников разных лет, педагогов, фотографии различных мероприятий; на третьем баннере -крыльцо школы, линейка первого сентября 2007 года; на четвёртом баннере памятная дата - «360 лет Симбирску-Ульяновску».
ФОНД ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. КАШКАДАМОВОЙ
Музейный фонд состоит из двух частей основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов.
Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея. Собрание музейных предметов классифицируется прежде всего по основным типам музейных источников.
Вещевые источники музея чрезвычайно разнообразны. Особое место среди вещевых источников занимают предметы мемориального значения, связанные с крупными историческими событиями, жизнью и деятельностью Веры Васильевны Кашкадамовой, выдающихся людей, так или иначе связанных с историей школы.
Довольно многочисленную по составу часть изобразительных источников школьного музея составляют фотографии. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, о людях, принимавших в них участие об учениках прошлых лет, педагогах. Так, например, одним из ценных экспонатов музея является фотография выпускниц Женской гимназии 1912 года.
Фонд научно-вспомогательного материала школьного музея имени В.В. Кашкадамовой содержит воспроизведения подлинников копии, макеты, а также специально созданный, главным образом, для нужд экспозиции, наглядный материал планы, схемы, диаграммы, таблицы, фотографии. Письменные источники содержат рукописные и печатные документы -мемуары, рукописи, законодательные акты, письма, книги, учебники, периодические издания и т.д.
В музее создаётся медиатека, основное назначение которой заключается в дублировании хранящихся в музейном фонде подлинных исторических документов. Создана голосовая презентация о жизни и деятельности Веры Васильевны Кашкадамовой.
В основной фонд включены экземпляры книг, журналов и газет, которые представляют собой первоисточники информации по тематике музея книги, брошюры, журналы, номера газет, в которых напечатан материал о школе.
К основному фонду следует отнести также книги и другие массовые издания, обладающие признаком мемориальности, учебники, по которым занимались ученики прошлых лет, книги с автографами, дарственными надписями и т.д.
В основной фонд включены различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями: удостоверения личности, комсомольский билет, свидетельства об образовании, дипломы, грамоты, ведомость об успехах и поведении и т.п.
Школьный музей пока не имеет каталога, но все экспонаты записаны в двух инвентарных книгах.
На основе музейного фонда строятся постоянные экспозиции и выставки музея. Группа взаимосвязанных предметов письменных, изобразительных и других источников, раскрывающих суть конкретного факта, явления, события, являются экспозиционным комплексом.
Воссоздать школьный музей, обеспечить выполнение им своих образовательно-воспитательных и памятнико охранных функций стало возможным лишь при условии достаточно серьезной научной подготовки руководителя, Л.П. Прокопцовой, и её актива школьного музея. Людмила Петровна глубоко понимает цели и методы поиска, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия музейных предметов.
В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности. К сожалению, по многим причинам, многие предметные экспонаты музея были утрачены. Главная функция музейного предмета заключается в том, чтобы быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет. В настоящее время проводится работа по пополнению предметных экспонатов, так как музейный предмет определяется как памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества.
Сохранённые и восстановленные музейные предметы нашей школы являются составной частью национального культурного достояния, они выступают в музее как источники знаний, эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования.
Экспонаты попадают в музей различными путями, в основном, они переданы дарителями.
Почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии, такие предметы часто называют раритетами и реликвиямипредметы быта и документы разных эпох. Предметы-реликвии всегда уникальны, потому что существуют в одном или очень ограниченном количестве экземпляров. Так вот, у жителей нашего микрорайона сохранилось немало таких вещей, связанных со школой дети микрорайона, ныне выпускники, когда-то ходившие в школу, обладают подобными вещами, следовательно, необходимо проводить работу в этом направлении, встречаться с людьми, вести переговоры.
Более того, членов актива школьного музея интересуют не только раритеты и реликвии, но и самые обычные, достаточно широко распространенные предметы, связанные с кашкадамовской школой. Это могут быть предметы школьного инвентаря старые карты, глобусы, энциклопедии, книги. Это могут быть предметы, необходимые в повседневной учебной деятельности прошлых лет ручки, чернильницы, тетради, дневники. К слову, в этом учебном году нам житель района принесла дневник ученицы Симбирской женской гимназии Рыцковой Александры 1910 1911 года. Это могут быть также предметы, относящиеся к значимым общешкольным событиям и явлениям альманахи, знамена, кубки, медали, альбомы, вырезки газет и т.д. Всё это имеется в нашем музее, надеемся, фонд будет пополняться.
Ученики и педагоги школы стремятся выявить и собрать такие предметы (и документы), с помощью которых можно было бы воссоздать историю школы, наглядно представить её с помощью тех вещей, которые были свидетелями или даже участниками событий.
От некоторых событий, особенно если они произошли сравнительно недавно, остается довольно много различного типа предметов (вещевых, изобразительных, документальных), которые могут быть использованы как музейные, поэтому перед нами возникает проблема: какие предметы целесообразно отобрать в первую очередь, как представить событие наиболее полно и всесторонне.
Площади для хранения школьных музейных фондов не безграничны, ограничены и возможности самого музея в экспонировании музейных предметов, поэтому стоит дилемма: как в меньший объем источников вместить максимум информации об изучаемом событии или явлении.
Недостаток объективной информации, которая «скрыта» в предметных экспонатах музея, восполняют документальные записи, сделанные в процессе комплектования объектов наследия со слов их владельцев или участников и очевидцев изучаемых событий.
Зафиксированные в школьной документации сведения о среде бытования объекта наследия, о функциональном назначении предмета, его авторе и владельцах, о его использовании в изучаемых событиях переводят на доступный язык информацию, закодированную в предмете.
Записи в школьных документах, сделанные при научном описании музейного предмета, расширяют его информационный потенциал, позволяют использовать его как исторический источник.
Фонды школьного музея постоянно пополняются, так как музей не только аккумулирует документальные свидетельства прошлого, но и создает летопись сегодняшнего дня школы.